Дело № 2а-508/2020

Номер дела: 2а-508/2020

Дата начала: 10.03.2020

Суд: Кетовский районный суд Курганской области

Судья: Носко Ирина Николаевна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Прокурор Кетовского района
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 10.03.2020
Передача материалов судье 10.03.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 12.03.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 12.03.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 12.03.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу 12.03.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 26.03.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 26.03.2020
 

Решение

Дело № 2А-508/2020

45RS0008-01-2020-200489-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.03.2020 с. Кетово Курганской области

Кетовский районный суд Курганской области в составе судьи Носко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Поповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кетовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кетовского района обратился с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование указано, что прокуратурой Кетовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной информации, входе которой установлено, что на страницах сайтов https://kupit-cpravka-v-smolenske.ru/, http://smolensk.arena-diplomm.com/spravki размещена публичная оферта с предложением покупки медицинских документов. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Просил признать информацию, размещенную на указанных страницах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании от административного истца Прокурора Кетовского района явки нет, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры района, на требованиях настаивает.

От заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Курганской области явки нет, представлен отзыв, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Установлено, что прокуратурой Кетовского района проведен мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлены интернет-страницы https://kupit-cpravka-v-smolenske.ru/, http://smolensk.arena-diplomm.com/spravki, на которых содержится оферта по продаже путем заказа в сети Интернет медицинских справок, дипломов, аттестатов, свидетельств актов гражданского состояния.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 3, 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, предоставляемых указанными гражданами.

Открытый доступ к Интернет-ресурсам, пропагандирующим приобретение официального документа и его использование, является прямым нарушением требований действующего законодательства о противодействии коррупции. Данное обстоятельство оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан-пользователей сети «Интернет».Целевым назначением указанных страниц является не просто ознакомление пользователей сети «Интернет» с их информацией, но и сбыт поддельных медицинских документов. Доступ к указанным сведениям способствует росту коррупционных проявлений в обществе и связанных с этим возможностей противоправного приобретения для себя и других лиц имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ.

В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, предусмотрена ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Таким образом, информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проверки данный указатель страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, доступ к указанным страницам сайтов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Поскольку владелец сайтов не установлен, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь лицо, распространившее такую информацию, возможна привлечением к участию в деле уполномоченного органа по включению запрещенной информации в Реестр.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку доступ к указанным сайтам, является распространением запрещенной информации.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ суд находит необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах https://kupit-cpravka-v-smolenske.ru/, http://smolensk.arena-diplomm.com/spravki в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья                                 И.Н. Носко

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».