Дело № 66а-1195/2021

Номер дела: 66а-1195/2021

УИН: 17OS0000-01-2021-000088-97

Дата начала: 16.09.2021

Суд: Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

Судья: Захаров Е.И.

:
Результат
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Ооржак Ренат Чадамбаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Сарыглар Айдын Николаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Избирательная комиссия Республики Тыва
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Всероссийская политическая партия Единая Россия
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Социалистическая политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ
ПРОКУРОР Прокуратура Республики Тыва
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 16.09.2021
Судебное заседание Вынесено решение решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения 16.09.2021
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 21.09.2021
Передано в экспедицию 27.09.2021
 

Определения

УИД № 70OS0000-01-2021-000148-47

№ 66а-1195/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                                           16 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захарова Е.И.,

судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.,

при секретаре судебного заседания Таран Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-73/2021) по административному исковому заявлению Ооржака Р.Ч. об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тывинскому одномандатному избирательному округу № 32 Сарыглара А.Н., выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

по апелляционной жалобе административного истца Ооржака Р.Ч., апелляционному представлению прокуратуры Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 08 сентября 2021 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя Сарыглара А.Н. – Евстафьева А.И., представителя Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу Д.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А.,

УСТАНОВИЛА:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в Республике Тыва – Тывинский одномандатный избирательный округ № 32 возложены на Избирательную комиссию Республики Тыва.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 22 июля 2021 года № 155/820-7 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тывинскому одномандатному округу № 32 зарегистрирован Сарыглар А.Н., выдвинутый политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 29 июля 2021 года № 158/839-7 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тывинскому одномандатному округу № 32 зарегистрирован Ооржак Р.Ч., выдвинутый политической партией «Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ».

    Ооржак Р.Ч. обратился в суд административным исковым заявлением об отмене регистрации Сарыглара А.Н.

    В обоснование своих требований указывает, что Сарыглар А.Н. сокрыл сведения о своей судимости по части 2 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. На официальном сайте Эрзинского районного суда Республики Тыва содержаться сведения об уголовном деле в отношении Сарыглара А.Н. который подозревался в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 118 УК РФ. Кроме того, Сарыглар А.Н., используя свое должностное положение, в период с 15 по 21 августа 2021 года использовал вертолет Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» для поездки в Тере-Хольский район Республики Тыва, куда в летнее время сообщение наземного транспорта затруднено.

    Решением Верховного Суда Республики Тыва от 08 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Ооржака Р.Ч. отказано.

    На указанное решение, Ооржак Р.Ч. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Считает, что Верховный Суд Республики Тыва, отказывая в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд, неправильно толковал и применил нормы права. При подаче и рассмотрении данного административного иска, подлежит применению срок, установленный частью 1 статьи 240 КАС РФ, с особенностями, установленными частью 5 статьи 240 КАС РФ.

    Прокуратурой Республики Тыва подано апелляционное представление, в котором ставят вопрос об отмене решения и разрешения дела по существу. Указывают, что с учетом положений части 5 статьи 240 КАС РФ Ооржак Р.Ч. сроки для обращения в суд об отмене регистрации в качестве кандидата в депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тывинскому одномандатному избирательному округу № 32 Сарыглара А.Н. не нарушены.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Сарыглара А.Н. – Евстафьевым А.И., представлены возражения, в котором просит решение Верховного Суда Республики Тыва оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Сарыглара А.Н. – Ефстафьев А.И., участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что оснований для отмены решения не имеется.

Представитель Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу Д.Г., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, доводы апелляционного представления, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения апелляционного представления, оснований для удовлетворения административного искового заявления не усматривает, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, посчитал, что административным истцом пропущен десятидневный срок, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Однако данный вывод суда основан на неверном толковании норм права.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

По настоящему делу административный истец не обжалует решение избирательной комиссии о регистрации Сарыглара А.Н. в качестве кандидата в депутаты, им заявлены требования об отмене регистрации кандидата в депутаты, которые в силу части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 5 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ могут быть поданы в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление по настоящему делу подано административным истцом 06 сентября 2021 года, то есть ранее, чем за восемь дней до дня голосования.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» следует, что если суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в удовлетворении административного иска, принятого судом первой инстанции в предварительном судебном заседании (часть 5 статьи 138 КАС РФ) или в судебном заседании в связи с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал фактических обстоятельств дела (пункт 3 статьи 309 КАС РФ).

Таким образом, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы в части необоснованного отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока подачи административного иска заслуживают внимания. Решение Верховного Суда Республики Тыва от 08 сентября 2021 года подлежит отмене.

Вместе с тем, учитывая категорию рассматриваемого административного дела, сроков рассмотрения таких дел, судебная коллегия считает возможным и необходимым рассмотреть дело по существу, не направляя его в суд первой инстанции.

Согласно подпунктам «а», «в», «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 9 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 20-ФЗ).

Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что сведения о судимости кандидата отражаются в избирательном бюллетене.

Согласно части 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В соответствии со статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Из материалов дела следует, что 2 июля 2019 года Эрзинским районным судом Республики Тыва вынесено Постановление о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Из указанного постановления следует, что уголовное дело в отношении Сарыглара А.Н., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сарыглару А.Н. назначена мера уголовно-правового характера по части 2 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде судебного штрафа в размере 20 000 рублей.

Учитывая, что уголовное дело в отношении Сарыглара А.Н. было прекращено на основании статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и обвинительный приговор не выносился, оснований для указания в заявлении о наличии судимости у Сарыглара А.Н. не имелось.

Рассматривая исковые требования истца об отмене регистрации Сарыглара А.Н. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с использованием должностного положения, судебная коллегия также не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона № 20-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов, в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, в этих же целях не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Сарыглар А.Н. занимает должность заместителя министра здравоохранения Республики Тыва.

Из материалов дела следует, что Сарыглар А.Н., как член общественной организации «Медицинская палата Республики Тыва», был приглашен временно исполняющим обязанности Главы – Председателя Правительства Республики Тыва Ховалыгом В.Т. осуществить 18 августа 2021 года поездку в Тере-Хольский район Республики Тыва для осуществления объективной оценки уровня и качества медицинских услуг, оказываемых на территории муниципального образования.

Доказательств, что Сарыглар А.Н. осуществил поездку в Тере-Хольский район Республики Тыва как должностное лицо и что он проводил какие-либо агитационные мероприятия в ходе осуществления указанной поездки или занимался иной деятельности, способствующей выдвижению его в качестве депутата в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, стороной административного истца не приведено.

Иных оснований для отмены регистрации Сарыглара А.Н. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации материалы дела не содержат и стороной административного истца не представлено.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание установленные законом процессуальные сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан.

Согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано на то, что апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившая в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.

Поскольку голосование по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначено на 19 сентября 2021 года, а первым днем голосования является 17 сентября 2021 года, в настоящее время принятие решения об удовлетворении данного административного искового заявления в силу прямого запрета закона невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 08 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ооржака Р.Ч. отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».